III Международная конференция по управлению качеством «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании» | ОРЦОКО

III Международная конференция по управлению качеством «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании»

5 февраля 2019 года директор Регионального центра оценки качества образования  А. Карлов принял участие в работе III Международной конференции по управлению качеством  «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании», организованной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Правительством Москвы.

Участники обсудили планы по использованию больших данных и других механизмов мониторинга российской системы образования. Сейчас стоит задача объединить в единую базу различную информацию о системе образования, собираемую на всех уровнях. Эти данные должны собираться автоматически, без увеличения объема работы, которую учителям приходится делать вручную. Доступ к сформированной базе данных должны иметь все участники образовательной деятельности. Пользоваться собранными сведениями будут руководители всех уровней для принятия управленческих решений в сфере образования.

Мониторинг результатов национальных и международных исследований качества образования позволит объективно оценивать состояние российского образования, отслеживать тенденции его развития, определять влияние стандартов и учебников на качество образования, выявлять области, которые требуют дальнейшего совершенствования для повышения конкурентоспособности российского образования на международной арене.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал об уже проделанной работе по формированию объемного массива данных о российской системе образования.

«На сегодняшний день Рособрнадзор ведёт порядка 25 федеральных информационных систем. Основой этого массива служат те данные, которые мы в течение многих лет получаем по результатам всероссийских проверочных работ, ЕГЭ, основного государственного экзамена, других оценочных процедур, контрольно-надзорной деятельности. Эти данные мы храним, анализируем и используем для управления качеством образования», — подчеркнул руководитель Рособрнадзора.

Мэр Москвы Сергей Собянин поделился столичным опытом ведения  электронного дневника, благодаря которому для каждого школьника формируется свой индивидуальный электронный след, отражающий практически все аспекты его школьной жизни: что он учит, как быстро справляется с заданиями, с каким результатом, в каких кружках занимается, какие музеи и технопарки посещает, что проектировал или изобретал, в каких олимпиадах участвовал и так далее. «Следующая задача, над решением которой мы работаем в настоящее время, создать инструменты анализа этих больших данных, с помощью которых педагоги смогут анализировать результаты обучения каждого ученика, прогнозировать его будущие достижения, определять индивидуальные образовательные потребности и осуществлять профориентацию. В итоге школа сможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, максимально учитывающую индивидуальные способности учащегося и его образовательные потребности», — заявил Сергей Собянин.

Он добавил, что большие данные позволят формировать индивидуальные портфолио учащихся со всеми их достижениями за время обучения в школе. Пополнение данного портфолио должно продолжаться на следующих этапах обучения.

По словам министра просвещения Ольги Васильевой, на основе больших данных сейчас в России создается навигатор для поиска дополнительных общеобразовательных программ для школьников и оценки качества этих программ. Кроме того Минпросвещения России создает информационный ресурс о детях, ставших победителями и призерами всех мероприятий, которые направлены на выявление и развитие творческих, научно-исследовательских, инженерно-технических, изобретательских, спортивных способностей. Этот ресурс позволит выявлять и поддерживать талантливых школьников.

Руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер поделился опытом ОЭСР по сбору и анализу различных массивов данных для отслеживания прогресса учащихся в процессе обучения. Старший аналитик PISA Мияко Икеда рассказала о том, как сбор данных об образовательных достижениях учащихся в рамках исследования PISA влияет на образовательную политику.

Получить подробную информацию о конференции, а также просмотреть видеозапись вы сможете, перейдя по ссылке https://fioco.ru/iii-big-data-conference