Навигатор подготовки экспертов – принцип метапредметности
В региональной системе образования продолжается процесс обучения и формирования составов региональных предметных комиссий. Отработка предметных и метапредметных, специальных компетенций кандидатов в эксперты предметных комиссий по русскому, испанскому, французскому, немецкому языкам осуществлялась на протяжении двух недель.
Умения создавать связные письменные тексты и использовать средствасвязи для обеспечения целостности и логичности высказывания являются одними из основных требований к предметным результатам освоения общеобразовательной программы среднего общего образования выпускниками по предметам филологического цикла согласно ФГОС СОО.
Председатель предметной комиссии по немецкому языку, кандидат филологических наук О. Н. Сатковская отмечает: «Современные процедуры оценки качества находят отражение в практике подготовки экспертов. В ходе оценивания письменных работ отрабатываем навыки определения нарушения логических связей, классификации логических ошибок с целью повышения объективности оценивания развернутых ответов».
Принцип метапредметности состоит в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, в том числе языковым.
«Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения», «Логичность речи» — метапредметная основа обучения любому языку», — считает председатель предметной комиссии по испанскому языку Ларина Е. А..
Обучение написанию сочинения – рассуждения базируется на умениях метапредметной направленности: извлекать информацию из текстов, различающихся проблемно – тематическим содержанием, читать, анализировать, писать – общее умение, объединяющее русский язык и иностранные языки.
Заместитель председателя комиссии по русскому языку, старший методист отдела русского языка и литературы Института развития образования Цыганкова М. Е. так определила главную цель подготовки экспертов: «Выработать единые подходы к оцениванию развернутых ответов выпускников с учетом сформированных различных аспектов функциональной грамотности».
Филологическую подготовку прошли 60 кандидатов в эксперты региональных предметных комиссий по русскому, испанскому, немецкому, китайскому, французскому языкам.