Советы ведущего эксперта по биологии Соболева А.Н. | ОРЦОКО

Советы ведущего эксперта по биологии Соболева А.Н.

Дорогие выпускники!

Скоро Вам предстоит сдать экзамен по биологии. Ваша основная задача – показать хорошую биологическую подготовку, получить необходимые баллы, чтобы поступить в выбранный вуз.

До экзамена остались считанные дни, подготовка, по большому счёту, завершена. В оставшееся небольшое время уже не стоит изучать какие-либо глобальные вещи, лучше повторить то, что Вам плохо дается.

Оставшееся время лучше всего потратить на повторение теоретического материала по западающим темам. Для этого порешайте тестовую часть 2 — 3 вариантов (лучше использовать тесты из сборника «30 вариантов ЕГЭ по биологии под редакцией Рохлова В.С.») и посмотрите, в каких заданиях чаще всего допускаете ошибки. Повторите теоретические положения и выполните 5-10 аналогичных заданий соответствующего тематического блока/темы Открытого банка заданий ЕГЭ или из сборника.

В ходе подготовки к экзамену следует обратить внимание:

  • на биологическую терминологию и символику;
  • химический состав клеток; особенности обмена веществ и превращения энергии, стадии энергетического обмена, фотосинтез, хемосинтез;
  • хромосомный набор соматических и половых клеток; фазы митоза и мейоза;
    закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости; онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений; основные признаки царств, типов, отделов, классов живой природы, особенности строения растений и животных;
  • строение сенсорных систем, нейрогуморальную регуляцию жизнедеятельности организма человека, особенности вегетативной нервной системы, высшей нервной деятельности человека; внутреннюю среду организма человека, иммунитет, обмен веществ и превращение энергии в организме человека;
  • признаки различия и родства человека и животных; движущие силы эволюции и их значение;
  • приспособленность организмов к среде обитания; направления и пути эволюции, основные ароморфозы и идиоадаптации в развитии растений и животных;
  • экосистему и ее компоненты, экологические факторы, роль растений и животных в биоценозах; функции живого вещества планеты; круговороты азота, кислорода, углерода, фосфора в природе; глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

Для получения максимальных баллов выпускники должны владеть такими межпредметными понятиями, как «диффузия», «осмос», «гидролиз», «гомеостаз», «диполь», «диссоциация», «дыхательная цепь», «коллоидный раствор», «ионизирующее излучение», «парциальное давление» и др. Кроме того, должны знать, понимать и объяснять сущность таких понятий, как «взаимодействие генов»; «закономерности изменчивости», «сцепленное наследование»; «размножение и индивидуальное развитие организмов»; «явление гетерозиса»; «круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере»; «процессы жизнедеятельности организма человека»; «строение и признаки вирусов»; «получение полиплоидов и отдаленных гибридов».

Участники ЕГЭ должны уметь: объяснять роль биологических теорий, законов, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды, причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, эволюцию видов; устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции, путей и направлений эволюции; сравнивать биологические процессы и явления, фазы митоза и мейоза; распознавать и описывать биологические объекты; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Анализ результатов ЕГЭ прошлого года показал, затруднения вызвали следующие разделы задания ЕГЭ по биологии:

  • организм человека, установление последовательности;
  • эволюция живой природы, происхождение человека, установление соответствия (без рисунка);
  • применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) (задание 22 );
  • задание с изображением биологического объекта (задание 23);
  • обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов (задание 25);
  • обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях (задание 26);
  • решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации (задание 27);
  • решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации (задание 28).

Традиционно наибольшие затруднения вызывают у участников ЕГЭ следующие разделы биологии: обмен веществ в клетке, реакции матричного синтеза, деление клетки, нейрогуморальная регуляция, селекция и биотехнология, генетика, жизненные циклы высших растений, понятие гаметофита и спорофита, особенности строения различных типов и классов беспозвоночных животных, жизненные циклы паразитических животных, строение кровеносной системы у животных и человека, многие вопросы по эволюционной теории, строение различных тканей человека, круговорот веществ в биосфере, решение задач по генетике и молекулярной биологии, гипотезы происхождения жизни на Земле.

Советую Вам обратить внимание на задания по установлению последовательности биологических объектов, процессов, явлений, задачи по генетике, сцепленное наследование генов, локализованных в Х-хромосоме.

В последние годы многие задания второго блока направлены не на проверку конкретных знаний, а на умение логически мыслить, обобщать и делать выводы. Поэтому не бойтесь размышлять и высказывать свое мнение.

Последний день (или хотя бы полдня) перед экзаменом лучше биологией не заниматься вообще, отдохнуть, заняться любимыми делами или просто отдохнуть. Ночью перед экзаменом необходимо хорошо выспаться. На экзамене вы будете в бодром состоянии, отдохнувшим.

На экзамене выполните сначала первую часть, постарайтесь справиться не более, чем за 1,5 часа, чтобы осталось время для выполнения заданий с развернутыми ответами. Начните отвечать на вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда Вы успокоитесь, голова начнет работать ясно и четко. Не забудьте проверить свою работу и перенести результаты в бланк ответов.

Обращаю Ваше внимание на то, что при ответе на задания с развернутыми ответами необходимо не только дать правильные ответы, но и объяснить, почему именно эти ответы правильные.

Удачи всем и хороших вариантов!