Советы ведущего эксперта Некрасовой Л.М. выпускникам перед ЕГЭ по обществознанию | ОРЦОКО

Советы ведущего эксперта Некрасовой Л.М. выпускникам перед ЕГЭ по обществознанию

Дорогие выпускники!

Скоро Вам предстоит сдать экзамен по обществознанию. Ваша основная задача – показать хорошую обществоведческую подготовку, получить необходимые баллы, чтобы поступить в выбранный вуз.

Оставшееся время лучше всего потратить на повторение теоретического материала по западающим темам. Для этого порешайте тестовую часть 2 — 3 вариантов и посмотрите, в каких заданиях чаще всего допускаете ошибки. Повторите теоретические положения и выполните 10–20 аналогичных заданий соответствующего тематического блока/темы Открытого банка заданий ЕГЭ или из сборника.

Для успешного выполнения типовых заданий с кратким ответом повторите такие темы, как «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности», «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса», «Избирательные системы», так как именно эти темы вызывают затруднения.

А для успешного выполнения заданий с развёрнутым ответом высокого уровня сложности – темы «Истина и её критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Основы конституционного строя Российской Федерации», «Юридические лица», «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации».

При повторении правовых вопросов обязательно обратите внимание на Краткий перечень нормативных правовых актов (Приложение № 2 к Спецификации КИМ ЕГЭ по обществознанию), чтобы Вы чётко понимали, какие элементы содержания по праву и в каком объёме проверяются в КИМ. Знания всех нормативно-правовых актов от Вас не требуется.

Многие считают: в подготовке к экзамену не хватает одной ночи. Это неправильно. Вы устали, и не стоит себя переутомлять. Напротив, вечером совершите прогулку, примите душ. Хорошо выспитесь, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В последний день ничего нового вы для себя не откроете, а вот эмоционально подготовиться сможете. В этот день внимательно изучите инструкции, имеющиеся в экзаменационной работе (возьмите открытый вариант 2021г.). Это позволит прояснить вопросы технологии записи ответов, правильно выполнить отдельные задания и научиться контролировать время выполнения своей работы, что позволит снять эффект неожиданности на экзамене.

На экзамене выполните сначала первую часть, постарайтесь справиться за 40 минут, чтобы осталось время для выполнения заданий с развернутыми ответами. Начните отвечать на вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда Вы успокоитесь, голова начнет работать ясно и четко, и Вы войдете в рабочий ритм. Освободившись от нервозности, Вы направите энергию на выполнение трудных вопросов. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

Обратите внимание, что в заданиях 4, 6, 7, 9-13,15-17,19 правильных ответов может быть от 2 до 4.

При выполнении любого задания второй части необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. Вы не старайтесь понять условия задания «по первым словам, » и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и на то, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). При оценивании развёрнутых ответов эксперты не снижают балл за орфографические и пунктуационные ошибки.

Задания 21–24 представляют собой составное задание (мини-тест). Всем участникам экзамена необходимо выполнить задания 21 и 22 (базовый уровень сложности). Чтобы справиться с этими заданиями, внимательно читайте текст (при необходимости — 2-3 раза), найдите ключевые слова. Ответом могут быть цитаты или близкий к тексту пересказ определённых фрагментов содержания.

В задании 23 и в 26 требуется раскрыть на примерах изученные теоретические положения и понятия. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров. Примерами могут быть факты из прошлого и современности, почерпнутые из Вашего личного социального опыта или получившие общественную известность, примеры из искусства и смоделированные социальные ситуации. Не путайте аргументы и пояснения с примерами! Пример должен быть конкретен.

В задании 24 необходимо сделать корректные выводы, сформулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста. Помните, аргумент – суждение, приводимое в подтверждение истинности другого суждения. Аргументировать суждение – значит доказывать, обосновывать.

В задании 25 Вы должны, используя обществоведческие знания:

  • раскрыть смысл понятия;
  • составить два предложения по заданным аспектам. Абсолютно очевидно, что ответ состоит из двух компонентов – текста, раскрывающего смысл понятия (это может быть одно или несколько предложений), и двух предложений об определённых аспектах понятия. Всего в ответе на данное задание должно быть написано не менее трёх предложений. Предложения должны быть распространёнными. Вы должны раскрыть смысл понятия, т. е. указать существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия и отличающие его от других понятий. Проверьте, чтобы Ваш ответ не содержал двусмысленностей, ошибок и неточностей, искажающих смысл понятия. Не следует раскрывать понятие, используя слово, входящее в это понятие (например, «трудовой договор – это договор…», «юридическая ответственность – это ответственность…»), объяснять смысл понятия только через отрицание (например, «рыночная экономика – это экономика, в которой нет преобладания государственной собственности на средства производства…») или только через этимологию слова (например, «слово «демократия» в переводе с греческого – “власть народа”»).

Задание 28 требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме/проблеме обществоведческого курса. Для успешного выполнения этого задания Вам необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить пункты плана, обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх) (в обязательных пунктах всегда фиксируется сущность темы, ее специфика: важнейшие признаки, структурные элементы, функции… рассматриваемого социального объекта, явления, процесса);
  • продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
  • составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх. В Вашем плане могут быть детализированные и недетализированные пункты. Например, при составлении плана по теме «Научное познание» выпускник указывает пункт «Уровни научного познания», их всего два: эмпирический и теоретический. При этом пункт «Особенности научного познания» может быть раскрыт в трёх и более подпунктах;
  • проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы;
  • проверить корректность формулировок, «угадывать» ничего не нужно, требуется знание ключевых понятий обществоведческого курса, умение устанавливать их структурные, функциональные и иные связи. Однотипные пункты плана будут зачтены как один пункт.

Задание 29 (мини-сочинение) имеет творческий характер. Его выполнение не подразумевает использования каких-либо шаблонов ответов. Критерии оценивания мини-сочинения не требуют знания биографии и политических (религиозных, научных) идей авторов высказываний, а также раскрытия предмета и объекта исследования выбранной социально-гуманитарной науки (например, не надо писать «социология (политология, экономика) – это наука о…»).

Формулировка задания 29 содержит исчерпывающую информацию об оптимальной структуре сочинения:

  • корректная формулировка одной или нескольких основных идей затронутой автором темы;
  • раскрытие сформулированной (-ых) Вами основной (-ых) идеи (-й) путём логически связанных между собой последовательных и непротиворечивых рассуждений с использованием ключевых понятий, теоретических положений, подтверждённых примерами.

Прежде чем приступить к написанию мини-сочинения, Вы должны определить:

  • какое (-ие) ключевое (-ые) понятие (-я) и теоретические положения Вы будете объяснять в контексте в рамках одной выделенной идеи / одного тезиса;
  • какие корректные примеры «будут работать» на подтверждение иллюстрируемой идеи / тезиса / положения / рассуждения / вывода;
    развёрнуто сформулировать эти примеры;
  • проверить, нет ли дублирования содержания и наличия явной связи каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом.

При изложении теоретического материала сделайте акцент на логичность, связность, доказательность приводимых теоретических положений, сделайте вывод.

Вы должны привести не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников: из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, Интернет-ресурсов социологических служб, из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников или знакомых, из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, театральных постановок и др., из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

Примеры формулируются развернуто, то есть не должны ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера, подтверждают обозначенную Вами идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Это позволит избежать ряд однотипных примеров.

Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть «пробежать глазами» написанное и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике для всех детей это нереально.

ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Удачи Вам!