Методические рекомендации по результатам диагностической работы по биологии в 10 классах | ОРЦОКО

Методические рекомендации по результатам диагностической работы по биологии в 10 классах

По итогам диагностической работы по биологии, которую выполняли обучающиеся 10 классов, в целом по региону можно считать достаточными усвоение таких элементов содержания как: знание признаков биологических объектов на разных уровнях организации живого; клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы; царство Растения; нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма; общий план строения и процессы жизнедеятельности, сходство человека с животными и отличие о них; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни; обладать приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме; знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого, умение устанавливать соответствие; умение работать с текстом биологического содержания.

В то же время нельзя считать достаточным усвоение таких элементов как:

  • психология и поведение человека; использовать понятийный аппарат и символический язык биологии, грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; обладать приемами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки ее достоверности; умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Обучающиеся не всегда умеют формулировать на основе приобретённых биологических знаний собственные суждения по определенным проблемам, затрудняются анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся биологическую информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса.

С целью совершенствования процесса обучения биологии в образовательных организациях Орловской области и получения более высоких результатов рекомендуется:

  • начинать систематическую подготовку к государственной итоговой аттестации в первой четверти IX класса, так как именно в это время учащиеся определяются с выбором предметов, по которым планируют сдавать экзамены по выбору;
  • начинать повторение с методов познания человеком живой природы и собственного организма, а также с роли биологии в жизни современного человека. Строение и жизнедеятельность организмов разных царств следует рассматривать комплексно, связывая повторение особенностей внешнего
    и внутреннего строения организмов с историческим развитием растительного и животного мира и вопросами экологии и охраны природы, которые широко рассмотрены в обобщенном виде и изучаются в IX классе;
  • обратить особое внимание на такие темы как «Клеточное строение организмов», «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности», «Транспорт веществ», «Психология и поведение человека», активнее использовать тематические тесты, задания формата ОГЭ в процессе обучения;
  • учителям биологии на уроках больше включать заданий по работе с текстом биологического содержания (задание № 28), развивать навыки работы со статистическими данными, представленными в табличной форме, учить сравнивать данные, указанные в таблице по разным параметрам, уметь делать выводы по окончании работы с таблицей (задание № 29);
  • особое внимание уделять изучению практико-ориентированного материала, а также тех элементов содержания, которые имеют непосредственное отношение к применению полученных знаний в реальных жизненных ситуациях;
  • систематически проводить тренинги по выполнению типовых заданий, аналогичных заданиям КИМ ОГЭ по биологии, которая может быть организована в рамках различного вида контроля знаний. При этом необходимо обращать внимание обучающихся как на особенности содержания задания, так и на то, усвоение какого учебного материала проверяется этим заданием.

 

Автор-составитель: Зоткина М.Н., председатель ПК ОГЭ по биологии