Методические рекомендации по результатам диагностической работы по литературе в 10 классах | ОРЦОКО

Методические рекомендации по результатам диагностической работы по литературе в 10 классах

Анализ результатов диагностической работы по литературе позволил сделать следующие выводы:

  • в целом уровень сформированности знаний содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету у десятиклассников Орловской области, принимавших участие в выполнении диагностической работы в октябре 2020 года, не является достаточным, поскольку уровень обученности составляет 91,18 %, а качество знаний составляет 50 %, что несколько ниже требований ФГОС;
  • важным позитивным моментом является стабильность показателей выполнения заданий разного уровня сложности, сопоставительное задание и сочинение для большинства обучающихся уже не представляют непреодолимой трудности, уровень их выполнения соотносится с общим уровнем выполнения всей диагностической работы, а иногда и превышает его. Однако у 50 % учащихся, входящих в группы с неудовлетворительным и средним результатом, сопоставительное задание повышенного уровня сложности 1.1.3 (1.2.3) вызвало существенное затруднение. Школьники
    с трудом находят элементы различия (или сходства) между произведениями (или фрагментами), затрудняются в подборе аргументов для обоснования указанного в задании направления сопоставления;
  • сопоставительный анализ результатов, показанных обучающимися с различными уровнями подготовки, свидетельствует о том, что одной из очевидных «проблемных зон» изучения литературы в основной школе является формирование литературоведческой компетенции;
  • достаточно низкими оказались результаты по тем критериям, которые отражают уровень умений, связанных с привлечением текста для аргументации (К5, К8, К11), речевым оформлением высказывания (К6, К9, К14) и результат оценки работ по критерию «Грамотность».

В целях повышения качества подготовки обучающихся по литературе необходимо:

  1. Руководителям школ рекомендовать факультатив для обучающихся, готовящихся к сдаче экзамена.
  2. Руководителям районных и школьных методических объединений включить в план работы анализ результатов диагностической работы и запланировать заседания, посвященные изменениям в структуре экзаменационной работы и проблемам подготовки выпускников к ОГЭ
    по литературе.
  3.  Учителям-словесникам следует уделять должное внимание работе с учащимися, готовящимися к сдаче экзамена:
  • познакомить обучающихся с изменениями в КИМ ОГЭ и критериями оценки;
    осуществлять дифференцированный подход при подборе материалов к уроку и организации текущего и итогового контроля, последовательно формировать навыки анализа художественного текста;
  • систематизировать повторение истории и теории литературы, стремиться к расширению понятийного аппарата учащихся, развитию и совершенствованию их аналитических навыков;
  • уделять должное внимание на уроках литературы обсуждению вопросов проблемного характера, формировать у учащихся умения определять авторскую позицию, выражать собственную точку зрения и находить соответствующую аргументацию;
  • поскольку в экзаменационной работе появилось новое задание базового уровня сложности 2.1/2.2, предполагающее анализ самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении, необходимо обратить внимание на знание содержания текстов произведений, определяемых КИМ, и умения самостоятельно подбирать необходимый фрагмент произведения;
  • активнее включать в учебную деятельность элементы сопоставительного анализа художественных произведений, расширенно привлекать в работе литературный контекст; формировать умения давать содержательное обоснование для сравнения;
  • так как экзаменационная модель ОГЭ 2021 года не предполагает выбора между прозаическим и поэтическим текстами (работе с поэтическим текстом посвящён второй комплекс заданий — задание №3 и №4), необходимо уделить особое внимание работе с поэтическим текстом, анализу не только содержательной стороны лирического произведения (темы, идеи, настроения и т.д.), но и рассмотрение его с точки зрения строения, особенностей формы, использования языковых средств и т. д.;
  • особое внимание следует уделить обучению сопоставительному анализу поэтических текстов (задание №4), которое предполагает: сравнение двух текстов в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенных для сравнения поэтических текстов, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определённого в задании ракурса;
  • систематически проводить работу по формированию умения использовать для аргументации своих суждений текст на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей, без искажения авторской позиции и фактических ошибок, познакомить детей со способами ввода аргументов в текст своего высказывания;
  • целенаправленно развивать монологическую речь учащихся (устную и письменную); развивать умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезисы, аргументы и делать выводы;
  • обратить внимание обучающихся на то, что темы сочинения формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1 экзаменационной работы.

В перечень тем включены:

  • традиционные для данного предмета темы, требующие логичного и аргументированного ответа на проблемный вопрос «Против чего протестует Чацкий?»;
  • темы сопоставительного характера (появление подобных тем подготовлено заданиями на сопоставление) «В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Печорина и Вернера?» (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»);
  • темы с использованием цитаты «В чём Вы видите правоту филолога Н.К. Гудзия, утверждавшего, что в прозе Л.Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности»? (На примере одного из произведений по Вашему выбору);
  • темы, посвящённые поэзии «Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору);
  • темы свободного характера «Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему?» (На основе анализа одного — двух произведений).

Шире использовать в системе преподавания литературы письменные задания, ориентированные на формат работ ОГЭ, акцентируя внимание не только на содержании высказывания, но и на соответствии текста орфографическим, пунктуационным и грамматическим нормам.

 

Автор-составитель: Мелихова Ю. В., председатель ПК ГИА-9 по литературе