Методические рекомендации по результатам диагностической работы по русскому языку в 10 классах | ОРЦОКО

Методические рекомендации по результатам диагностической работы по русскому языку в 10 классах

В октябре 2020 года 2625 обучающихся 10 классов писали диагностическую работу по русскому языку. Усилия учителей-словесников по подготовке к ОГЭ в прошлом учебном году оказались далеко не напрасными.

В 2020 году в связи с переходом на ФГОС формат ОГЭ по русскому языку изменился. Вторая часть экзаменационной работы подверглась серьезным изменениям.

Обучающиеся 10 классов успешно справились с написанием традиционного сжатого изложения. После двукратного прослушивания текста смогли передать без искажений его содержание 95,4 % учащихся, эффективно использовали приемы сжатия 94,4 %.

С написанием сочинения в формате ОГЭ десятиклассники справились также успешно: 91,4 % участников диагностической работы верно объяснили содержание фрагмента или дали определение понятия без фактических ошибок, 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих тезис, привели 94,4 % учащихся. Этот показатель значительно выше, чем в предыдущие годы. Логично, связно и последовательно оформили свои речевые высказывания 88,6 % десятиклассников, 97,2 % учащихся 10 классов получили максимальный балл по критерию «Композиционная стройность».

Данные результаты демонстрируют, что уровень коммуникативной компетенции обучающихся 10 классов достаточно хорошо сформирован. Сложилась эффективная система подготовки к этим видам письменных работ.

Проблемы возникли со второй частью диагностической работы, а именно с новыми заданиями. Так, чтобы справиться с заданием 2, нужно иметь сформированный навык синтаксического анализа и хорошо знать синтаксис простого и сложного предложения. Не случайно только 22,8 % десятиклассников выполнили это задание успешно. Таким же сложным для учащихся стало 5 задание, выполнение которого требовало сформированного навыка орфографического, морфемного, морфологического и фонетического анализа, с ним справились в среднем 29,4 % обучающихся. С другим новым заданием, проверяющим умение проводить пунктуационный анализ небольшого текста, справилось 57,9 % участников мониторинга.

Из 4 оставшихся заданий, формулировка которых не изменилась, 2 задания стали сложнее: появилась множественность выбора правильного ответа. Так, с 6 заданием на адекватное понимание информации, содержащейся в прочитанном тексте, справилось 52,4 % учащихся 10 классов, с заданием 7 на анализ средств выразительности – 65,4 %.

С заданиями, не изменившими формат и уровень сложности, десятиклассники справились намного лучше. Процент выполнения 8 задания на проведение лексического анализа, связанного с подбором синонимов, составил 93,2 %, 4 задания на замену словосочетания, построенного на основе одного из видов связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи –87,1 %.

С начала 2020-2021 учебного года началась подготовка к ОГЭ по предмету. Отделом русского языка и литературы  БУ ОО ДПО «Институт развития образования» разработаны адресные методические рекомендации по подготовке к экзамену (http://оиро.рф/gia-oge-ege/oge/), скорректировано планирование по русскому языку для 8-9 классов, в нем представлена система повторения орфографии и синтаксиса (http://оиро.рф/russkij-yazyk/metodicheskie-materialy/).

 

Автор-составитель: М. Е. Цыганкова